За здоровый образ жизни

О диетах и питании для умных — СТРЕСС, ЭМОЦИИ И ЗДОРОВЬЕ - КЛЕТОЧНЫЙ ИММУНИТЕТ: КАК ОН РАБОТАЕТ?

КЛЕТОЧНЫЙ ИММУНИТЕТ: КАК ОН РАБОТАЕТ?
За здоровое питание
За здоровое питание





Когда антиген, например вирус, попадает в кровь, он может запус­тить иммунную реакцию различными путями. Любая клетка, ин­фицированная вирусом, может «выдать» антиген клеткам-помощ­никам, специально настроенным на распознавание этого антигена. Специализированные клетки, называемые макрофагами, также поглощают вторгшиеся антигены и выдают их клеткам-помощникам. Когда клетки-помощники распознают присутствие антигена, они быстро созревают и размножаются, давая телу возможность бороться с вторжением. Единственный для них способ сделать это - помочь активировать цитотоксичные Т-клетки, которые затем обнаружи­вают и уничтожают клетки, инфицированные вирусом. (Клетки-помощники помогают также осуществлять реакцию антител.)

В ходе одного из наших экспериментов со студентами ме­дицинского колледжа мы вставляли в их вены на руках катете­ры на 24 часа во время низкострессового учебного периода, а потом еще раз во время экзаменов, чтобы через каждый час брать пробы крови и измерять уровни гормонов (которые мо­гут влиять на иммунологическую активность). Для этого мед­сестры дежурили весь день у классных комнат, а спали студен­ты в стационаре университетской больницы. Уильям Маларки, эндокринолог, проводивший изучение гормонов, обнаружил, что во время экзаменов уровни адреналина и норадреналина значительно возрастали как в часы бодрствования, так и сна. Эти изменения могли стать причиной некоторых иммуноло­гических изменений, которые мы наблюдали.

Все эти находки особенно многозначительны, если учесть, что у студентов-медиков большой опыт сдачи экзаменов; сам факт, что они были приняты в медицинскую школу, показы­вает, что они неоднократно хорошо сдавали экзамены в кол­ледже. Однако несмотря на их относительную компетент­ность в этой стрессовой ситуации, она упорно понижает их иммунологическую функцию.

Имеют ли эти исследования отношение к тем из нас, кому больше не нужно сдавать экзамены? Мы полагаем, что да. Стресс от экзаменов служит хорошей моделью для пони­мания реакции людей на повседневные стрессоры - собы­тия, которые люди переживают достаточно рутинно, но кото­рые, тем не менее, продолжают вызывать стресс. Например, последние дни перед отпуском или деловой командировкой часто наполнены для вас сумасшедшей активностью на рабо­те и дома. Ваша эмоциональная реакция на давление таких периодов может быть очень похожа на стрессовые ощуще­ния студентов и их беспокойство перед экзаменом. Подоб­ным же образом вы можете испытывать напряжение, прово­дя несколько дней в обществе своих наименее любимых род­ственников. Если стресс, который вы переживаете в этих обыч­ных ситуациях, подобен реакциям наших студентов-медиков на учебное напряжение, он тоже может сказаться на вашей иммунной системе.

Однако научившись расслабляться, вы обретете возмож­ность воздействовать на функционирование своей иммун­ной системы. В одном эксперименте мы выбрали 34 студен­та перед экзаменами и наудачу отобрали половину из них в группу, где на них воздействовали гипнозом и учили расслаб­ляться. Во время экзаменов мы сравнили иммунные функ­ции студентов в подготовленной группе и тех, кто не полу­чил такой подготовки. Поначалу разницы мы не увидели: у студентов обеих групп наблюдалось в среднем равное пони­жение иммунной функции. Но при более пристальном рас­смотрении оказалось, что студенты, обученные релаксации, сильно отличались в том, как часто они практиковали техни­ку релаксации. И у тех, кто относился к релаксации серьезно, кто часто ее практиковал, была отмечена значительно лучшая иммунная функция во время экзаменов, чем у тех, кто зани­мался этим реже или не занимался вообще.