За здоровый образ жизни

О диетах и питании для умных — ЭМОЦИИ И РАК: ЧТО МЫ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЗНАЕМ? - КАК ПОМОГАЕТ ПСИХОТЕРАПИЯ?

КАК ПОМОГАЕТ ПСИХОТЕРАПИЯ?
За здоровое питание
За здоровое питание





СОВЛАДАНИЕ С ЛЕЧЕНИЕМ

Лечение рака может быть крайне тяжелым. Но различные стратегии релаксации могут помочь пациентам умерить его тяжесть. В частности, эти приемы позволяют снизить боль, а также степень тяжести таких симптомов, как беспокойство, тошнота и рвота, которые могут развиваться от одного толь­ко ожидания химиотерапии.

В зависимости от режима химиотерапии от одной четвер­ти до двух третей пациентов жалуются на такого рода симп­томы ожидания, появляющиеся обычно после трех-четырех сеансов лечения и зачастую продолжающиеся долгое время после завершения полного курса. У пациентов тошнота мо­жет появляться, когда они сталкиваются с чем-то, напомина­ющим о перенесенном лечении, - услышав запах спирта, увидев больничное здание или даже взглянув на календарь. Такая реакция является результатом выработки у них услов­ного рефлекса: что-то тесно связанное с вызывающими тош­ноту лекарствами само вызывает тошноту, даже если человек и не принимает этого лекарства.

Тошнота от ожидания может усиливаться с каждым но­вым циклом лечения. Пациенты, переживавшие в начале ле­чения наибольшее беспокойство, с наибольшей вероятнос­тью страдают и от такой тошноты. И неудивительно, что у тех, кто переживает сильную тошноту и рвоту после лечебно­го сеанса как нормальный побочный эффект химиотерапии, с большей вероятностью возникают беспокойство и тошнота перед следующим сеансом. Но в большинстве случаев симп­томы ожидания могут быть значительно облегчены или даже устранены с помощью той или иной техники релаксации.

В нескольких исследованиях была оценена польза от ре­лаксации, сочетаемой с успокоительной направленной визуа­лизацией (используемой не для воображения битвы с раком, а просто для углубления релаксации). В одном эксперименте, проведенном исследователями из Мемориала Слоуна-Кеттеринга и двух других раковых центров, пациентам, испытывавшим сильное беспокойство или депрессию от побочных эффектов облучения или химиотерапии, выдали кассеты по релаксации с тем, чтобы они пользовались ими по три раза в день. Другой группе столь же подавленных пациентов выда­вали вместо этого транквилизаторы. За десять дней лекарства и расслабляющие упражнения значительно уменьшили уро­вень беспокойства и депрессии. Две трети пациентов в каж­дой группе заявили, что чувствуют себя намного лучше, и оба метода лечения были признаны эффективными, хотя ле­карства произвели несколько больший эффект.

Этот эксперимент показывает, что даже минимальное вмешательство способно помочь людям «держаться» в ходе лечения. Он также показывает, что терапию можно подби­рать по вкусам пациентов: одни могут предпочитать лечение без лекарств, другие больше доверяют таблеткам.

Раковые пациенты могут с успехом применять широкий диапазон различных методов релаксаций. Прогрессивная мы­шечная релаксация (описанная в главе 14), как показали два исследования, способна заметно снижать частоту появления тошноты ожидания и сокращать продолжительность и ин­тенсивность приступов, если они все же возникают. Эффек­тивно могут применяться также гипноз, обратная биосвязь и приемы медитации, включая простую «релаксационную реакцию».

Один из поведенческих приемов, который может быть особенно полезен для больных раком, называется «системной десенсибилизацией» и использует методы релаксации, помо­гающие пациентам справиться со страхами, связанными с курсом лечения. Сначала пациент и терапевт совместно рас­полагают различные аспекты лечения в порядке от наименее пугающих до самых страшных и болезненных. Затем паци­ент с помощью техники релаксации входит в расслабленное состояние. Основательно расслабившись, он воображает различ­ные аспекты лечения настолько живо, насколько это возможно, начиная с наименее пугающих. Когда пациент обретает спо­собность сохранять релаксацию, воображая при этом опреде­ленную сцену, он переходит к следующей, более волнующей лечебной процедуре, и так далее, пока не научится сохранять спокойствие, ясно представляя самую страшную сцену. Одно исследование показало, что пациенты, применявшие эту ме­тодику, переживали менее продолжительные и менее интен­сивные приступы тошноты, связанной с ожиданием.

СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ ДЕТЕЙ

Исследователи также разработали специальные приемы для детей, которые особенно боятся лечения. Юные пациенты с лейкемией, например, вынуждены периодически переносить такие болезненные процедуры, как аспирация костного мозга и спинномозговая пункция. Некоторые дети живут в состоя­нии такого сильного страха, что медсестрам, родителям или врачам приходится силой удерживать их, чтобы обеспечить лечение. Некоторые психологические методы помогают этим детям лучше владеть собой. В кливлендской детской больни­це Рейнбоу педиатр Карен Олнесс стала пионером в исполь­зовании самогипноза и направленной визуализации для умень­шения дистресса у детей, проходящих болезненные процеду­ры.

Другой подход, разработанный психологом Уильямом Реддом в Мемориале Слоуна-Кеттеринга, называется отвлечением сознания/внимания. В соответствии с этим методом восприя­тие пациентом беспокойства и тошноты блокируется вовле­чением его в интересную игру. Редд и его коллеги с боль­шим успехом отвлекали внимание детей видеоиграми перед лечением, предотвращая тошноту ожидания. Техника отвле­чения внимания может быть также полезна в целях контроля над болью.

Методы отвлечения внимания могут быть очень разные. Психолог Ванкуверской детской больницы Леора Кутнер ис­пользует, например, книжки-театры и надувание пузырей из жевательных резинок. Все эти методы могут помочь детям обрести чувство контроля в самых тяжелых обстоятельствах. Благодаря позитивной мотивации - с использованием осо­бого обращения и привилегий - дети зачастую проявляют готовность к сотрудничеству при проведении неприятных или вызывающих дистресс лечебных процедур.

Одной из новейших стратегий является возбуждающее вооб­ражение, где ребенок под руководством психотерапевта или родителей создает сказку, в которой герой побеждает детские страхи. Ребенок идентифицирует себя с героем или героиней и испытывает большую уверенность в себе, чувство гордости и безопасности. Возбудители страхов могут вноситься непо­средственно в сказку психотерапевтом.

Как и гипноз, возбуждающее воображение работает че­рез легкую внушаемость ребенка. Один, из пациентов Редда, семилетний мальчик с лейкемией, ужасно боялся уко­лов. Когда подходила очередь Дэвида идти в процедурный кабинет, он брыкался, визжал и прятался за стулом, отбива­ясь изо всех сил. Чтобы помочь мальчику избавиться от этого страха, психотерапевт помог ему сочинить сказку про Бэтмена и Робина:

«Однажды Бэтмен и Робин отправились в путешествие и нашли невидимую волшебную рукавицу, которая де­лала обладателя ее очень сильным и способным вытер­петь любую боль. Однажды Робин, отправляясь к вра­чу, попросил Бэтмена одолжить ему эту рукавицу, по­тому что Робину не нравилось делать уколы. Бэтмен дал Робину рукавицу, и когда Робину сделали укол, он ничего не почувствовал».

Затем врач протянул невидимую волшебную рукавицу Дэвиду. С тех пор мальчик всегда надевал эту волшебную рукавицу перед сеансом химиотерапии. К облегчению роди­телей и медсестер, его страх значительно ослаб.