За здоровый образ жизни

О диетах и питании для умных — СТРЕСС И ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНЫЙ ТРАКТ - ПРИВЫЧКА БОЛЕТЬ - НЕ ПРИУЧАЕТЕ ЛИ ВЫ СВОИХ ДЕТЕЙ БЫТЬ БОЛЬНЫМИ?

ПРИВЫЧКА БОЛЕТЬ
За здоровое питание
За здоровое питание





У пациентов, которые обращаются за помощью по поводу СРТК, это заболевание часто является частью общего состоя­ния (или стиля поведения), которое психологи называют бо­лезнетворным поведением или соматизацией. Люди, удовлетворяющие этой характеристике (соматизаторы), чрез­вычайно обеспокоены своим физическим состоянием и слиш­ком часто навещают врачей. У пациентов с СРТК в число других физических проблем входят дисменорея (болезнен­ные менструации), настойчивые и частые позывы к мочеис­пусканию, фибромиалгия (боль в мышцах) и астма. Создает­ся впечатление, что у таких людей характер симптомов бес­сознательно увековечивается ожиданием воздаяния от болез­ни, например повышенного внимания со стороны других людей или возможности не ходить на работу. У пациентов с СРТК, для которых характерна соматизация, выше среднего уровня количество невыходов на работу по болезни. Они также с большей вероятностью переносят хирургические опе­рации, которые могут быть им не нужны, особенно гистерэк­томии и аппендэктомии.

Ввиду того что соматизаторы часто переносят операции и иное лечение, в котором нет медицинской необходимости, исследователи особенно жаждут понять происхождение того, что можно было бы назвать приученными болезнями или при­вычкой к болезням. Ненужное медицинское лечение повышает вероятность развития у пациента ятрогённого заболевания - болезни, которая является результатом самого лечения. В случае пациентов с СРТК гистерэктомии, аппендэктомии и резекции толстой кишки могут оставлять в животе рубцовую ткань, которая в свою очередь может создавать обструкции в толстой или тонкой кишке. Кроме того, при современном кризисе стоимости медицинских услуг мы не можем позво­лять себе предлагать медицинское лечение, когда на самом деле им нужна психологическая помощь.

Хотя у некоторых людей приученные болезни развивают­ся уже в зрелом возрасте (как у клерка Теда, например), боль­шинство исследований концентрируются на том, как родите­ли могут неосознанно поощрять такое поведение у своих детей. Мы теперь достаточно хорошо понимаем общие ха­рактеристики такого стиля поведения, чтобы дать родителям некоторые общие рекомендации, как избежать этого.

НЕ ПРИУЧАЕТЕ ЛИ ВЫ СВОИХ ДЕТЕЙ БЫТЬ БОЛЬНЫМИ?

В университете Джонса Гопкинса мы провели ряд ис­следований, призванных проверить, как может приви­ваться в детстве привычка к болезням. В первом иссле­довании, результаты которого были опубликованы в 1982 году, мы попросили выбранных наугад 832 взрос­лых вспомнить, как реагировали их родители, когда они в детстве болели простудой - почти универсаль­ной и часто встречающейся болезнью. Люди, страдав­шие СРТК, чаще других сообщали, что их родители баловали их во время болезни игрушками, подарками и особым обращением.

За последнее десятилетие, работая с более тщательно составленными вопросниками, мы обнаружили, что взрослые имеют тенденцию переживать те симптомы, на которые обращали особое внимание их родители, когда они болели в детстве, или симптомы, которые они наблюдали у самих родителей. В одном исследова­нии, например, женщины, матери которых позволяли им не ходить в школу, когда у них были кишечные симптомы, но не простуда, в зрелом возрасте оказались более подвержены СРТК (но не простуде). Аналогич­ным образом, женщины, у которых менструальные симптомы вызывали материнское сочувствие и внима­ние в отрочестве, чаще других страдают дисменореей. Результаты этих исследований указывают на то, что бо­лезнетворное поведение можно привить, когда оно в каком-то смысле вознаграждается. Они могут также оз­начать, что родители в силах предупреждать будущие проблемы у своих детей, надлежащим образом реаги­руя на их болезни. В этом отношении родители могут предпринять следующие шаги: -

• Не создавайте своими замечаниями или действия­ми впечатления, что вы считаете болезнь возмож­ностью избежать выполнения неприятных задач в своей жизни. Дети подражают своим родителям.

• Относитесь к болезни прозаично. Разумеется, име­ет смысл обеспечить больному ребенку покой, ком­форт и сочувствие. Но если вы задариваете его и обращаетесь с ним по-особому, вы можете создать у него и его братьев и сестер впечатление, что боль­ного любят больше, чем здорового.

• Будьте здравомыслящи. Частые боли в животе, появ­ляющиеся в дни контрольных и экзаменов в шко­ле, а потом таинственным образом исчезающие при включенном телевизоре, вероятно, правильнее иг­норировать, чем потворствовать им. Однако ано­мальные физиологические реакции, такие как по­вышение температуры, вздутие живота и кровоте­чение из прямой кишки, требуют внимания. В слу­чае сомнений посоветуйтесь с детским врачом.