За здоровый образ жизни

О диетах и питании для умных —

ЗАУЧЕННАЯ БЕСПОМОЩНОСТЬ
За здоровое питание
За здоровое питание





Очень отличающимся от самоэффективности психологиче­ским понятием является заученная беспомощность, фено­мен, впервые описанный Мартином Селигменом и его кол­легами по Пенсильванскому университету. В серии экспери­ментов (описанных в главе 21) животные подвергались болез­ненным электрическим ударам, которых они не могли избе­жать. Животные приучились быть пассивными, и впослед­ствии, получая удары, которых они могли легко избежать, они даже не пытались сделать этого.

Некоторые люди, страдающие хроническими болезнями, по-видимому, попадают в аналогичное состояние заученной беспомощности. Испытывая беспомощность перед лицом болезни, они часто оказываются не в состоянии выполнять действия, с которыми легко могли бы справиться и которые, как они знают, были бы благотворны для их здоровья.

Исследователи применили это понятие к артриту с помо­щью Индекса беспомощности при артрите - вопросника, состоящего из 15 пунктов и включающего такие утвержде­ния, как «Мое заболевание управляет моей жизнью» и, на­оборот, «Я эффективно справляюсь со своим заболеванием». Среди людей с ревматоидным артритом, имеющих высокий уровень заученной беспомощности, отмечена низкая само­оценка, более высокие уровни беспокойства и депрессии, большие повседневные затруднения, связанные с болезнью. Одно исследование показало: когда чувство беспомощности про­должается из года в год, то же происходит и с затрудне­нием в выполнении действий, связанных с повседневной жизнью. Неясно, приводит ли функциональное ухудшение к большему уровню заученной беспомощности или все наобо­рот, причинно-следственная связь возможна в обоих направ­лениях. Но свидетельства указывают на то, что беспомощ­ность у отдельных пациентов может способствовать усиле­нию боли и ухудшению дееспособности.

Дальнейшие исследования выявили существование значи­тельных связей между заученной беспомощностью и физи­ческими и функциональными параметрами тяжести артрита, такими как количество пораженных суставов, сила кистей рук, скорость, с какой человек может ходить, и «пуговичный тест» - насколько быстро пациент может застегнуть и рас­стегнуть пять пуговиц. Текущие исследования направлены на выяснение, может ли самоэффективность, заученная с помо­щью описанного выше курса или иным образом, быть проти­воядием для заученной беспомощности.

ЧУВСТВО (ОЩУЩЕНИЕ) КОГЕРЕНТНОСТИ

Отношение человека к жизни тоже может оказывать значи­тельное воздействие на его способность справиться с артри­том. Одним из способов оценить это отношение является измерение чувства когерентности согласно концепции, разра­ботанной после второй мировой войны медицинским социо­логом Аароном Антоновски. Он обследовал людей, пережив­ших холокост, стараясь понять, почему некоторые из них держались перед лицом несчастья лучше других. Те, у кого тесты показали высокий уровень чувства когерентности, счи­тали, что обстоятельства, в которых они оказались, имели смысл, и, что еще важнее, жизнь имела смысл: она значит достаточно много, чтобы оправдать любые усилия и вложе­ния энергии, требующиеся для разрешения ее проблем.

Анализ истории болезни примерно 900 больных ревмато­идным артритом показал, что люди с более высоким чув­ством когерентности переживают меньше трудностей с вы­полнением повседневных действий и в целом лучше чувству­ют себя. Для таких людей требования жизни поддаются раз­решению - они считают, что имеют все необходимое, что­бы справиться со своими проблемами. Люди с сильным чув­ством когерентности могут выбирать наиболее приемлемую стратегию совладения со стрессом в любой конкретной ситу­ации. Например, секретарша с ревматоидным артритом, ко­торой тяжело часами сидеть за компьютером, может просто заменить стул Креслом с подлокотниками и подложить под клавиатуру подпорку для запястий, чтобы справиться с запро­сами своей болезни и своей рабочей обстановки.