За здоровый образ жизни

О диетах и питании для умных — АРТРИТ И РЕВМАТИЗМ: ЧТО ВРАЧ МОЖЕТ УЗНАТЬ ОТ СВОИХ ПАЦИЕНТОВ?

УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ И РЕВМАТИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ
За здоровое питание
За здоровое питание





Стоматология ЮАО

В недавние годы наши исследования повернулись лицом к еще одной интригующей связи: уровень формального обра­зования коррелирует у отдельных пациентов с течением рев­матизма.

Мы впервые заметили эту связь в группе из 75 человек с ревматоидным артритом. Проанализировав их истории бо­лезни, мы обнаружили, что болезнь прогрессировала значи­тельно быстрее и уровень смертности был выше у тех паци­ентов, которые имели менее 12 лет формального образова­ния. Дальнейшее обследование 385 пациентов с ревматоид­ным артритом показало, что клинический статус - измеряе­мый в соответствии с лабораторными тестами, физическим осмотром суставов и сообщениями самих пациентов - был значительно хуже у тех пациентов, которые не закончили среднюю школу, по сравнению с теми, кто ее закончил.

Затем мы нашли то же самое у пациентов с четырьмя другими ревматическими болезнями: остеоартритом, фибромиалгией, системной красной волчанкой и склеродермой. В каждом случае, как и в ситуации с ревматоидным артритом, более низкое образование сопровождалось более высоким уров­нем заученной беспомощности и большими затруднениями в выполнении повседневных действий. Во всех пяти заболе­ваниях уровень формального образования лучше коррелиро­вал с болью, недееспособностью и беспомощностью, чем возраст пациентов или продолжительность болезни.

Наши находки были подтверждены результатами других исследований, проводившихся как в США, так и за грани­цей, и показавших, что относительно низкое формальное об­разование ассоциируется с более высоким уровнем большин­ства хронических заболеваний и худшим состоянием здоро­вья в целом. Отчасти это отражает воздействие, оказываемое на здоровье работой и количеством доходов, которые корре­лируют с уровнем образования. Тем не менее, связи между образованием и здоровьем сохраняются, даже когда в расчет берутся и другие ключевые факторы.

Несколько исследований, обобщенных эпидемиологом Леонардом Саганом в его книге «Здоровье наций», показали, что высокообразованные люди здоровее даже тогда, когда принимаются в расчет различия в их доходах. Недавний от­чет Национального центра статистики здоровья, обследовав­шего более 100 ООО человек, подчеркивает эту зависимость: при каждом уровне доходов выявляется тесная взаимосвязь между образованием и здоровьем. Низкий уровень образова­ния ассоциируется с более высокими уровнями многих хро­нических болезней - включая артрит, болезнь сердца и бо­лезнь легких - во многих странах, в том числе в Великобри­тании, Швеции, Норвегии, Италии и Швейцарии.

Неужели образование само по себе как-то помогает лю­дям справляться с артритом и даже жить дольше? Если это так, то стандартным рецептом должна быть отправка пациен­та обратно в школу для получения аттестата. Но при всей ценности образования мы думаем, что сама по себе более длительная учеба в школе может быть лишь малой частью ответа на этот вопрос.

Вероятно, нет какой-то одиночной причины того, почему низкое образование ассоциируется с худшим здоровьем, как и того, почему старший возраст ассоциируется с худшим здоровьем. В эти ассоциации свой вклад вносят многие фак­торы. Исследователи обнаружили, что высокообразованные люди имеют более здоровые привычки - относительно пи­тания, физкультуры и курения, например, - и более эффек­тивно пользуются медицинским уходом.

Стараясь использовать наши открытия в деле улучшения здоровья пациентов, мы заметили, что уровень формального образования человека отражает те его психологические силы и слабости, которые, как выясняется, оказывают влияние на здоровье в целом и на артрит в частности. Способность за­вершить образование в юном возрасте частично отражает способность человека справляться с трудными ситуациями.

Исследования показали, что люди с низким формальным образованием в среднем чаще имеют повышенный уровень беспокойства, депрессии, заученной беспомощности перед жизненным стрессом и пониженные ощущения когерентно­сти, самоэффективности и социальной поддержки. Эти про­блемы могут предопределить то, как впоследствии человек будет реагировать на болезнь вроде ревматоидного артрита. Наиболее эффективные усилия по улучшению результатов ме­дицинского обслуживания могли бы быть направлены на улуч­шение навыков психологического совладания у пациентов.