За здоровый образ жизни

О диетах и питании для умных — АСТМА: СТРЕСС, АЛЛЕРГИЯ И ГЕНЫ - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА АСТМЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА АСТМЫ
За здоровое питание
За здоровое питание





Хотя связь между сильным эмоциональным стрессом и при­ступами астмы ныне вполне установлена, мы с коллегами исследовали другую составляющую: роль ранних стрессоров при самом зарождении болезни. Доказано, что взаимосвязь достаточно сильна и позволяет предложить эффективные стра­тегии предупреждения болезни.

Сильный семейный стресс является ныне одним из пяти факторов риска развития астмы. К числу других относятся:

• Повышенный уровень в крови иммуноглобулина Е, ан­тител, ассоциируемых с аллергией.

• Вирусные инфекции, особенно в первый или второй годы жизни, приводящие к хрипоте.

• Контакт с сильными аллергенами, такими как пылевые клещи или шерсть животных.

• Генетический риск, отражаемый количеством больных родственников первой и второй степени родства. Если генетического риска астмы нет, другие четыре фактора риска значат мало.

В нашем исследовании мы наблюдали группу из 150 де­тей, у которых один из родителей страдал астмой и которые поэтому были подвержены генетическому риску развития болезни. Применяя некоторые дополнительные меры, мы об­наружили, что ситуации, разрушающие семьи и мешающие усилиям детей приспособиться к нарушениям привычного распорядка жизни, повышают вероятность развития астмы.

Прежде всего мы рассматривали стрессы, переживаемые в семьях, например смерть близкого родственника, неожи­данная потеря работы, переезд или проблемы с законом. Ко­гда такие стрессоры появляются чаще обычного в течение года до рождения ребенка, вероятность развития хрипоты у ребенка в первые два года жизни повышается. В семьях, переживавших сильный стресс до рождения ребенка, при­мерно тот же уровень стресса, как правило, сохраняется и в первые месяцы жизни ребенка. А турбулентная домашняя жизнь в такое время может повлиять на способности ребен­ка управлять своими эмоциями.

Мы также более основательно проанализировали, как ро­дители реагируют на эти стрессоры. Когда дети достигали трехнедельного возраста, исследователи навещали семью на дому, чтобы понаблюдать за матерью и ребенком вместе. Матерей опрашивали, чтобы узнать, какие затруднения они испытывают в уходе за своими детьми, выяснить их общую способность справляться с жизненными стрессами, прочность их брака.

Здесь тоже наблюдалась значительная связь. К двум годам жизни астма развилась у 21 ребенка из группы - 14 процен­тов. (Эта информация основывалась прежде всего на сооб­щениях матерей, но подтверждалась медицинскими запися­ми детей.) У 52 детей, чьи матери испытывали родительские трудности, риск астмы был повышен втрое - 25 процентов по сравнению с 8 процентами у других. Среди 67 детей, чьи матери находили трудным справляться с жизнью в целом, астма развилась у 13 (19 процентов) по сравнению с 8 (10 процентов) из тех, чьи матери держались хорошо. В группе детей, чьи матери не испытывали проблем ни с материн­ством, ни с совладением, - примерно половина выборки - астма, несмотря на их генетическую предрасположенность, развилась только у 3 (4 процента).

Как объяснить все это? Первые годы жизни ребенка могут быть «окном уязвимости», критическим временем, предопре­деляющим развитие астмы. Если дети, генетически предрас­положенные к астме, подвергаются в это время жизни воздейст­вию вирусных респираторных инфекций, это может сенсиби­лизировать их дыхательные пути; аналогичным образом высо­кий уровень воздействия аллергенов, таких как шерсть живот­ных и некоторые продукты, может превратить предрасполо­женность к астме в реальность. Подверженность ранним эмо­циональным стрессорам может работать примерно так же.

Семейная история астмы может отчасти быть порождени­ем генетической тенденции к сверхреактивности автоном­ной нервной системы. Если ситуация в семье стрессовая и если, например, ребенок по недосмотру родителей пережива­ет длительные периоды острых заболеваний, - это хроничес­кое возбуждение может привести к физиологической гипер­реактивности, которая в свою очередь может стимулировать астматические симптомы.

Наоборот, внимание со стороны родителей может помочь ребенку научиться регулировать даже высоко реактивную ав­тономную нервную систему. Родители, которые чувствуют и реагируют на потребности своих детей - кормят их сразу, когда те испытывают голод, и обеспечивают им покой, когда те устают, - сводят периоды интенсивного дистресса к ми­нимуму и снижают возбуждение, могущее привести к гипер­реактивности дыхательных путей. Со временем дети приуча­ются регулировать это самостоятельно.

Могут ли превентивные меры защитить ребенка, предрасположенного к астме, от развития этой болезни? Некоторые теоретические рекомендации, безусловно, имеют смысл. Ро­дители таких детей должны свести к минимуму вероятность подхватить грипп, простуду и другие вирусные Инфекции, не позволяя своим детям контактировать с больными детьми, - дело упрощается, если у вас есть возможность нанять няню. Им следует оберегать своих детей от таких внешних раздра­жителей, как сигаретный дым, от таких распространенных аллергенов, как кошачья шерсть, и от таких продуктов пита­ния, как молочные продукты и яйца, которые с наибольшей вероятностью вызывают пищевую аллергию. (Одним из ме­тодов минимизации воздействия пищевых аллергенов в мла­денческом возрасте является грудное вскармливание.)

Кроме того, родители могут помочь предотвратить астму, будучи чувствительными к требованиям эмоциональной ус­тойчивости ребенка. Целью должно быть помочь ребенку из­бежать переживания интенсивного и продолжительного эмо­ционального дистресса. Родители могут также попытаться свести к минимуму внезапные разлуки и вытекающий из них стресс у ребенка, особенно в первые два года жизни.

Сейчас проводится исследовательский проект, проверяю­щий, насколько эффективны определенные семейные вме­шательства в деле профилактики астмы. Мы отобрали семьи с новорожденными детьми, в которых один из родителей имел историю астмы, и наугад разбили их на четыре равные по численности группы. Семьи в одной группе регулярно навещаются нашей сотрудницей, не являющейся профессио­нальным медиком, но наученной помогать матерям решать их ранние родительские проблемы, решать семейные конф­ликты и справляться с такими стрессорами, как возвращение на работу и связанная с этим необходимость обеспечить адек­ватный уход за ребенком. Другой группе семей дают диети­ческие рекомендации по кормлению малышей, призванные снизить воздействие таких сильных аллергенов, как молоко, яйца и арахис. В третьей группе визиты на дом сочетаются с диетическими рекомендациями, а в четвертой - конт­рольной - проводятся лишь общеобразовательные занятия насчет факторов риска развития астмы. Со временем этот эксперимент должен дать информацию о том, какое из этих вмешательств - теоретически все должны быть эффективны­ми - действительно работает на практике.