За здоровый образ жизни

О диетах и питании для умных — МЕТОДЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ НАД СТРЕССОМ - ЧТО ТАКОЕ САМОСОЗЕРЦАНИЕ?

ЧТО ТАКОЕ САМОСОЗЕРЦАНИЕ?
За здоровое питание
За здоровое питание





Когда люди слышат слово медитация, большинство из них часто думает о трансцендентальной медитации или схожей практике, используемой для возбуждения релаксационной реакции. В этих подходах вы фокусируете внимание на ка­кой-то одной вещи, обычно на ощущении своего дыхания или на мантре (специальном звуке или слове, которое вы безмолвно повторяете про себя). Все остальное, что приходит вам на ум, считается отвлечением и должно быть отвергнуто. Эти упражнения могут вызывать очень глубокие состояния покоя и устойчивости внимания. Они известны как концен­трационный, или «заостренный», тип медитации - то, что буддисты называют шаматха или самадхи.

Самосозерцание является другой важной разновидностью медитации, известной как випассана, или проникновенная медитация. Занимаясь самосозерцанием, вы начинаете с ис­пользования заостренного внимания, чтобы вызвать спокой­ствие и устойчивость, но затем движетесь дальше, расширяя панораму наблюдения, а также вводя элемент исследования. Когда вам на ум приходят различные мысли и чувства, вы не игнорируете и не подавляете их, но и не занимаетесь анали­зом и обсуждением их смысла. Вы, скорее, просто как можно более подробно регистрируете эти мысли по мере их возник­новения, сознательно, но без предвзятости, мгновение за мгно­вением, как события в поле вашего сознания.

Парадоксальным образом этот широкий охват мыслей, которые приходят и уходят, может привести вас к чувству, что они в меньшей степени поглощают вас, и снабдить вас более глубоким пониманием ваших реакций на повседнев­ный стресс и проблемы. Наблюдая за своими мыслями и эмоциями, словно отстранившись от них, вы можете видеть гораздо четче то, что происходит у вас в голове. Вы можете видеть, как мысли возникают и уступают место следующим. Вы можете отмечать содержание ваших мыслей, чувства, с ними связанные, и свою реакцию на них. Вы можете в боль­шей степени постичь свои планы, свои привязанности, что вам нравится и что не нравится, неточности ваших идей. Вы можете обрести внутреннее видение того, что движет вами, каково ваше мировоззрение, кем вы себя мыслите, каковы ваши страхи и надежды.

Ключом к самосозерцанию является не столько то, на что вы фокусируете внимание, сколько качество вашего пости­жения каждого мгновения. Очень важно не быть критич­ным - быть больше молчаливым, бесстрастным наблюдате­лем, воздерживаясь от комментариев по поводу своих внут­ренних переживаний. Некритичное наблюдение мгновения за мгновением помогает вам увидеть, что находится в ва­шей душе без редактирования и цензуры, без интеллектуаль­ных раздумий, не теряясь в лабиринте своих бесконечных мыслей.

Именно такое пытливое, проникновенное наблюдение за тем, что происходит в данный момент, является признаком самосозерцания, главным его отличием от других форм ме­дитации. Цель самосозерцания - лучше познать себя, глуб­же соприкоснуться с жизнью и с тем, что происходит в ва­шем теле и разуме в тот самый момент, когда оно происхо­дит - то есть в настоящий момент. Если вы переживаете печальную мысль, чувство или настоящую физическую боль в какой-то момент времени, вы сопротивляетесь импульсу убежать от этой неприятности; наоборот, вы пытаетесь раз­глядеть ее по возможности более ясно и принять ее, потому что она уже существует в данный момент.

Приятие, разумеется, не означает пассивности или смире­ния. Наоборот, полностью принимая все, что несет вам каж­дое мгновение, вы открываете себя для более полной жизни и повышаете вероятность того, что сумеете эффективно реа­гировать в любой возникшей ситуации. Приятие - это спо­соб плыть по вздымающимся и рушащимся волнам жизни с фацией, чувством юмора и, быть может, с более полным пониманием всей картины, с тем, что я обычно называю мудростью.

Чтобы понять, как работает самосозерцание, представьте разум как поверхность озера или океана. На ней всегда есть волны, порой большие, порой маленькие. Многие люди пола­гают, что цель медитации - остановить эти волны, чтобы вода стала ровной, тихой и неподвижной, - но это не так. Истинный смысл практики самосозерцания иллюстрируется плакатом, который кто-то мне когда-то описал и на котором был изображен 70-летний йог Свами Сатчидананда с густой белой бородой и в ниспадающем одеянии, летящий по вол­нам у гавайского побережья на серфборде. Надпись гласила: «Вы не можете остановить волны, но вы можете научиться укрощать их».

КАК ЗАНИМАТЬСЯ САМОСОЗЕРЦАНИЕМ САМОСТОЯТЕЛЬНО

Есть два способа занятии самосозерцанием, и оба должны стать неотъемлемой частью вашей жизни. Первый способ - через формальную практику медитации, которая обычно вклю­чает специфические приемы, помогающие вам концентри­роваться на данном мгновении в течение продолжительного периода времени. По второму способу, который мы называ­ем неформальной практикой, вы, занимаясь повседневной дея­тельностью, просто напоминаете себе быть в текущем мгно­вении и время от времени проводить «проверку», чтобы удо­стовериться, что вы действительно заняты самосозерцанием. В конечном итоге, самосозерцание лучше всего восприни­мать как способ существования, а не как какую-то технику. Фундаментальный вопрос состоит лишь в том, готовы ли вы и до какой степени сполна постигать свою жизнь по мере того, как она разворачивается.