За здоровый образ жизни

О диетах и питании для умных — МЕТОДЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ НАД СТРЕССОМ - ЧТО ТАКОЕ САМОСОЗЕРЦАНИЕ?

ЧТО ТАКОЕ САМОСОЗЕРЦАНИЕ?
За здоровое питание
За здоровое питание





новости казахстан

ФОРМАЛЬНАЯ ПРАКТИКА

Три основные формальные приема медитации, практикуемые в нашей клинике, - это сканирование тела, сидячая медитация и различные последовательности поз хатха-йоги, выполняемые медленно, плавно и созерцательно. Эти три подхода во мно­гом - три разные двери в одну комнату. Мы предлагаем каждому человеку выбрать для себя наиболее подходящий из них, после того как будут испытаны все три в течение недели.

Каждый из этих формальных методов дает вам одну или ряд различных фокальных точек, на которых вы концентри­руете свое сознание. Что бы ни было объектом внимания, обычно не нужно много времени, чтобы разум начал блуж­дать, даже если вы намеренно стараетесь удержать его на одном месте. Всякий раз, когда это случается, прежде чем вновь сконцентрировать свое внимание, вы сначала как мож­но менее критично наблюдаете, куда занесло ваш разум, от­мечая, например, какое-то воспоминание, мысль о будущем, озабоченность каким-то телесным ощущением или такие чувст­ва, как усталость, нетерпение или беспокойство. Затем вы мягко возвращаете свой разум к объекту вашего медитатив­ного внимания.

Хотя это напоминает заостренную медитацию в том, что вы возвращаетесь к определенному фокусу внимания, будь то дыхание или что-то другое, здесь есть одна дополнительная черта: вы также отмечаете, где блуждает ваш разум. Именно эта регистрация меняющегося качества вашего ежемоментного переживания является отличительной чертой практики самосозерцания.

При сканировании тела вы медленно и систематично переме­щаете свое внимание через различные области вашего тела, от ног до макушки, попутно отмечая все физические ощуще­ния. Это упражнение обычно выполняется лежа на спине, что делает его доступнее других подходов для людей с хрониче­скими болями или другими физическими проблемами.

Сидячая медитация - наиболее известная практика само­созерцания, запечатленная в бесчисленных статуях сидящего со скрещенными ногами Будды. Эти статуи на самом деле представляются в буддистской традиции воплощением пол­ностью пробудившегося разума.

При сидячей медитации важно сидеть в величественной позе, чтобы ваши голова, шея и спина были выпрямлены, но не напряжены. Большинство из наших пациентов предпочи­тают сидеть на стульях с прямыми спинками, нежели на полу, скрестив ноги на подушке. В любом случае поза долж­на отражать внутреннее настроение бодрости и гордости.

Вы обычно начинаете с того, что выбираете объект фоку­сировки внимания, например дыхание. Более конкретно, вы можете концентрироваться на каком-то одном аспекте дыха­ния, например на ощущении того, как воздух проходит че­рез ваши ноздри, или на наполнении и опадании вашего живота при каждом вдохе и выдохе. Освоив такого рода концентрацию, вы можете затем расширить свое сознание переходом к созерцанию, замечая изменения в характере дыхания, а также звуки, ощущения, мысли и тому подобное, когда они входят в ваше сознание. Тем временем вы сохра­няете пассивное спокойствие и устойчивость внимания, на­сколько это возможно, используя дыхание как якорь.

Достаточно сказать, что при надлежащем выполнении - это мягкая, но мощная форма ориентированной на тело медитации и одно­временно способ укрепления скелетно-мышечной силы, гиб­кости и устойчивости, а также внутреннего покоя и самосо­зерцания. При занятии йогой вы можете практиковать само­созерцание, обращая внимание на свое дыхание и различные физические ощущения подъема, натяжения и балансировки в широком многообразии поз.

НЕФОРМАЛЬНАЯ ПРАКТИКА

Время и энергия, которые вы посвящаете занятиям формаль­ной медитацией, поддержат и укрепят вашу способность быть созерцательным в повседневной жизни. Теоретически долж­но быть нетрудно заниматься самосозерцанием на протяже­нии всего дня, просто напоминая себе о необходимости пе­реживать каждое мгновение. Хотя это выглядит просто, на деле это нелегко. Мы имеем тенденцию переживать значи­тельную часть своей жизни «на автопилоте», захваченные сво­ими мыслями и чувствами, настроениями и реакциями на вещи, не имея перспективного взгляда на них. И от этой привычки отказаться трудно.

Поскольку созерцание является просто сиюминутным созна­нием, любая деятельность может быть поводом для его приме­нения: когда вы едите, принимаете душ, бреетесь, прогуливае­тесь, водите машину, работаете, делаете зарядку, играете в тен­нис, моете посуду, убираете квартиру, разговариваете, возитесь с детьми, занимаетесь любовью или справляетесь с разного рода трудными ситуациями (см. «Созерцательное потребление пищи: вкус самосозерцания»). Прелесть неформальной прак­тики самосозерцания состоит в том, что она не требует допол­нительного времени. Все, что от вас требуется, - «повернуть сознание», перейдя с автопилота на полное пробуждение.