За здоровый образ жизни

О диетах и питании для умных — ГИПНОЗ: СИЛА ВНИМАНИЯ -

ГИПНОЗ: СИЛА ВНИМАНИЯ
За здоровое питание
За здоровое питание





В 1987 году я повредил большой палец, катаясь на лыжах, и решил пройти хирургию, используя вместо химической анес­тезии самогипноз. Хотя хирург понятным образом испыты­вал сомнения, в конце концов, он согласился, приготовив на всякий случай препараты для анестезии. Моя травма дала мне необыкновенную возможность применить свои знания в личных обстоятельствах: до этого я 20 лет обучал гипноте­рапии - терапевтическому использованию гипноза - паци­ентов и медработников, а также проводил исследования в этой области.

Эссенцией самогипноза является фокусировка внимания. На операционном столе я вошел в состояние глубокой релак­сации. Затем я сконцентрировался на своем любимом воспо­минании: как я жил на ферме, будучи ребенком. Я представ­лял, как это было здорово лежать на траве, смотреть в небо и уголком глаза видеть кусок амбара. Когда хирург рассекал мой большой палец, я уверял его, что не чувствую боли. На протяжении всей операции я удерживал в фокусе внимания этот счастливый образ фермы, и мне было хорошо. Хотя я прекрасно осознавал, что меня оперируют, это не очень меня

интересовало. За всей этой 45-минутной процедурой наблю­дали мои опытные в гипнозе коллеги, снимая все на видео. Когда операция закончилась, я угостил своих друзей завтра­ком. Я чувствовал себя великолепно!

Хотя немногие люди применяют самогипноз так широ­ко, эта техника обладает безграничным потенциалом. Иссле­дования доказали полезность гипноза во всем, от контроля над хроническими болезнями до изменения нездоровых при­вычек и обезболивания при лечении зубов. Мы с коллегами провели несколько таких исследований в детской больнице Рейнбоу в Кливленде. Хотя мы обследовали преимуществен­но детей, многие из наших открытий применимы также и ко взрослым.

НЕ ТОЛЬКО ФОКУСЫ

Несмотря на популярные стереотипы насчет раскачивающихся карманных часов и Свенгдли с пронзительным взглядом, в гипнозе нет ничего мистического или зловещего. Это просто форма самовнушаемой фокусировки внимания, которая по­могает вам расслабляться или осуществлять контроль над функциями своего организма. Использование гипноза" в раз­влекательных целях достойно сожаления, поскольку оно опош­ляет этот серьезный терапевтический инструмент, вызывает неправильные представления и приводит к безуспешным при­менениям.

На самом деле люди обычно попадают под гипноз - этот процесс называется гипнотическим внушением, - просто слушая инструктирующий их голос, который помогает им все более и более расслабляться и фокусировать внимание. Вы можете войти в .гипнотическое состояние, слушая либо профессио­нального гипнотерапевта, либо магнитофонную запись инст­рукций. Если вы изучаете гипноз с тем, чтобы справиться с какой-то конкретной проблемой, как это бывает в большинстве случаев, вам нужно научиться входить в это особое психическое состояние самостоятельно - в процессе самогипноза. Кроме того, вы научитесь, используя это состояние, делать себе осо­бые внушения, направленные на достижение вашей цели.

Хотя гипноз ныне считается достойным объектом науч­ных исследований, до сих пор ведется много споров насчет того, возбуждает ли он некое уникальное психологическое состояние. На одном краю стоят критики, утверждающие, что гипноз - это притворство, которое лишь психологиче­ски мотивирует пациента угодить терапевту. С другой сторо­ны, находятся исследователи, которые считают, что гипноз приводит к существенным изменениям мозговой активнос­ти, порождая особое состояние сознания.

Недавние эксперименты, связанные с измерением мозго­вых волн, указывают на то, что что-то во время гипноза происходит. Примерно десять лет назад мы с коллегами про­вели исследование, в котором вводили детей в гипнотиче­ское состояние, когда они слушали серию звуков, и им вну­шалось, что эти звуки становятся тише. Хотя на самом деле громкость оставалась постоянной, измерения, проведенные с помощью электроэнцефалографа (ЭЭГ), показали, что мозго­вые волны у детей изменились точно так же, как они измени­лись бы, если бы уровень звука действительно снизился.

В другом исследовании Дэвид Шпигель, психиатр из Стэнфордской медицинской школы, с помощью ЭЭГ измерял характеристики мозговых волн у людей, наблюдавших по телевизору за мельканием изображений. Подобная визуальная стимуляция порождает резкие всплески на энцефалограммах. Затем Шпигель вводил этих добровольцев в гипнотическое состояние и заставлял их вообразить, что телевизионный экран заслоняется картонной коробкой. Всплески на энцефалограм­мах стали менее крутыми, что указывало на снижение стиму­ляции мозга, словно телеэкран действительно был перекрыт.

В более позднем эксперименте, посвященном использова­нию гипноза для управления болью, Шпигель измерял измене­ния характеристик мозговых волн у хорошо поддающихся гипнозу добровольцев в ответ на слабый электрический шок.

Когда им внушали под гипнозом, что их руки ничего не чув­ствуют под действием местной анестезии, активность мозго­вых волн показывала более слабую реакцию на электрический шок по сравнению с тем, что они переживали до гипноза.

Такого рода свидетельства указывают на то, что гипноз оказывает измеримые воздействия на головной мозг. Одна­ко исследования показывают, что многие изменения мозго­вых волн, связанные с гипнозом, могут порождаться и дру­гими методами глубокой концентрации, например релакса­ционной реакции ". Создастся впечатление, что гипнотическое состояние может также возникать самопро­извольно, когда вы читаете книгу, смотрите телевизор, веде­те машину, слушаете музыку, танцуете или занимаетесь гимнастикой. Осуществляя многие из таких видов деятельно­сти, люди часто признают, что находятся в ином, но прият­ном состоянии сфокусированного сознания.

От перечисленных выше видов деятельности гипнотера­пию отличает то, как вы используете гипнотическое состоя­ние. Теодор Барбер. психолог-исследователь, очень подробно изучавший гипноз, определяет его как состояние высокой внушаемости. Гипнотерапия использует это качество, внушая вам идеи, которые могут улучшить какие-то аспекты вашего психического или физиологического функционирования. Почти неизбежно эти внушения принимают форму вообра­жения - вы воображаете, что видите, слышите, чувствуете вкус или запах или осязаете что-то. Без концентрации внима­ния, обеспечиваемой гипнотическим состоянием, сами по себе внушения едва ли помогут вам покончить с вредной привычкой или контролировать боль, например. А без внуше­ний гипнотическое состояние едва ли приведет к измене­нию поведения.

Вот пример того, как работает гипнотерапия. Энн, 9 лет, страдала хроническим кашлем, который начал­ся во время приступа вирусной пневмонии, но продолжался и через год после ее выздоровления. Кашель настолько изво­дил ее, что ей пришлось оставить школу и учиться дома, что порождало в ней депрессию и чувство одиночества. Когда врачи пришли к выводу, что никакого анатомического объяс­нения для кашля нет, Энн направили к педиатру за гипноте­рапией. Доктор сказала ей, что человек может научиться «быть хозяином» своих рефлексов, и Энн согласилась научиться управлять кашлем.

Педиатр выяснила, насколько могла, что нравится и не нравится Энн, и затем разработала специально для нее упраж­нения по релаксации с использованием гипноза. Поскольку Энн любила музыку, педиатр посоветовала ей для вызова гип­нотического состояния воображать, что она слушает какую-то свою любимую инструментальную пьесу. Энн сказали, что она будет расслабляться настолько глубоко, насколько это не­обходимо, усиливая свое ощущение безмятежности с каж­дой новой музыкальной фразой. Энн использовала аппарат обратной биосвязи, который давал ей знать о достигнутом уровне релаксации, так что она могла выяснить, какие ощущения возникают при глубокой релаксации, чтобы затем добиваться этого ощущения дома. Энн также замети­ла, что, когда она кашляла, аппарат обратной биосвязи регис­трировал снижение релаксации.

Дома Энн практиковала релаксацию через самогипноз три раза в день. Через неделю количество приступов кашля сокра­тилось примерно на 25 процентов.

Во время второго визита к педиатру врач помогла Энн разработать собственную систему психического контроля над рефлексом кашля, которую следовало использовать в гипно­тическом состоянии. Энн визуализировала, что ее нервная система управляется сложной системой переключателей, ко­торые она могла включать и выключать по своей воле. Затем она занималась отключением того рубильника, который вклю­чал рефлекс кашля. Она также концентрировалась на вообра­жении того, какой приятной была бы жизнь в школе без кашля. Еще через неделю частота приступов кашля сократи­лась на 75 процентов, а за третью неделю кашель исчез со­всем. Ко времени контрольного осмотра, проведенного через год, кашель больше не появлялся.