За здоровый образ жизни

О диетах и питании для умных — ВООБРАЖЕНИЕ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЫСЛЕННОГО ЗРЕНИЯ

ВООБРАЖЕНИЕ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЫСЛЕННОГО ЗРЕНИЯ
За здоровое питание
За здоровое питание





Впервые обратившись ко мне за лечением, 24-летний Джейсон хотел научиться лучше управлять своей астмой и, быть может, снизить потребность в медикаментах. С этой целью я обучил его простой технике релаксации. Сначала он пооче­редно расслаблял мышцы своего тела и воображал себя в одном из своих любимых мест отдыха. Далее он использовал более специфическую форму направленного воображения - визуализируя широко раскрывающиеся дыхательные прохо­ды, через которые легко циркулирует воздух. Практикуя это упражнение с визуализацией по 20 минут дважды в день, он сумел снизить дозировку лекарств, и у него даже начали по­являться длительные периоды без приступов астмы.

Потом вдруг этот метод перестал работать. Более того, иногда воображение приводило к тому, что ему было труднее дышать. Поскольку воображение уже с большим успехом помогало ему контролировать астму, я предложил попробо­вать упражнение с воображением другого типа, которое по­могло бы найти ошибку.

После того как Джсйсон ввел себя в расслабленное состоя­ние, я посоветовал ему впустить в свой разум образ, который дал бы ключ к тайне. Он увидел возбужденного гнома, одетого римским солдатом и охраняющего вход в тоннель. Гном, на­звавшийся Ромео, сказал, что сторожит дороги, ведущие к серд­цу Джейсона. Если кто-то подходит слишком близко, он закры­вает вход в тоннель. Джейсону этот тоннель напомнил бронхи­альную трубу. Он вообразил множество таких же часовых, занимавших «посты» у бронхиальных труб, и увидел, как все трубы сжимаются и закрываются при угрозе «вторжения».

После этого упражнения Джейсон понял, что возобновле­ние астмы по времени совпало с началом его нового любов­ного романа. Его сильные чувства к своей подруге так напу­гали его, что он, не зная того, использовал астму, чтобы дер­жать девушку подальше. По болезни он часто отменял назна­ченные свидания. А когда они были вместе, она тратила много времени, ухаживая за ним, хотя он хотел, чтобы их отношения строились на взаимном ухаживании. С раздражением и смущением он вспоминал свои прежние попытки любов­ных связей, которые саботировались вспышками болезни.

Кроме того, теперь он увидел, что бессознательно исполь­зовал свою болезнь в эмоциональных целях и в детстве. При­ступ астмы означал для него тогда дополнительное внимание со стороны матери и шанс избежать нелюбимых занятий вроде уроков физкультуры и поездок к родственникам.

Чтобы разорвать порочный круг, я посоветовал Джейсону сказать Ромео, что он ценит оказываемую им защиту от эмо­циональной боли, но что эта бдительность сама по себе слу­жит причиной боли и физической болезни. Он мысленно сказал гному, что чувствует себя готовым рискнуть на более интимные отношения, хотя совсем от защиты не отказывает­ся. Он начал воображать серию контрольных пунктов на раз­ных участках «дорог» к его сердцу и как это ощущается, когда позволяешь разным людям подступить к тебе ближе. Он даже визуализировал «пропуска» для некоторых людей, включая его подругу. Это помогло ему пережить ощущения допуска на разные уровни близости.

После этого сеанса Джейсону лучше удавалось расслабляться и регулировать свое дыхание. За последующие несколько ме­сяцев его астма иногда ухудшалась, но он воспринимал эти эпизоды как знак того, что ему следует уделять больше вни­мания своим чувствам, особенно в отношении его углубляв­шейся любовной связи. Через год вспышки астмы вновь ста­ли редким явлением.

Случай Джейсона демонстрирует два основных способа применения направленного воображения в здравоохранении. Оно может применяться активно, помогая ослаблять симп­томы, как это было с Джейсоном, визуализируя расширение бронхиальных труб, и рецептивно, «дозволяя» образам прихо­дить на ум и помогать понять возможное эмоциональное значение симптомов.

Использование внутреннего зрения в лечебных целях - едва ли новый подход. Тибетские буддисты используют пост­роение такого рода образов с XIII века, если не раньше. Ти­бетский подход обычно предполагает медитирование над об­разом божества, занимающегося исцелением симптома. Ша­манская практика по всему миру исповедовала тот же под­ход. Однако на Западе врачи начали использовать воображе­ние только недавно.

Будучи врачом «скорой помощи», имевшим дело преиму­щественно с хронически больными людьми, я поначалу заинте­ресовался воображением как способом облегчения• страданий пациентов. Начиная с 1972 года я обучил приемам воображе­ния тысячи людей. Я видел многих людей, которые излечива­лись после применения этих методов или которым эти мето­ды помогали вести более сносную жизнь, невзирая на болезнь.

До сих пор проведено очень мало тщательно контролиро­вавшихся научных исследований, призванных продемонст­рировать, какое воздействие может оказывать воображение на организм. Такие исследования трудно разработать и осу­ществить по нескольким причинам. Во-первых, воображение часто применяется в сочетании с другими методиками «ра­зум/тело» типа гипноза и простой релаксации, из-за чего бы­вает трудно вычленить эффекты самого воображения. Во­-вторых, «рецептивные» методы воображения исключительно индивидуализированы, из-за чего трудно количественно оце­нить их влияние.

Тем не менее, небольшое, но растущее число научных свидетельств явно указывает на то, что воображение способ­но помотать людям с разными физическими недомогания­ми. А некоторые изощренные физиологические исследова­ния дают ключ к пониманию того, каким именно образом воображение может оказывать свое воздействие.