За здоровый образ жизни

О диетах и питании для умных — КАК СТАТЬ АКТИВНЫМ ПАЦИЕНТОМ? - СОТРУДНИЧЕСТВО С ВРАЧОМ

СОТРУДНИЧЕСТВО С ВРАЧОМ
За здоровое питание
За здоровое питание





В 1975 году, будучи студентом медицинской школы Йельского университета, я принял решение, переменившее мою жизнь. Вместо того чтобы стремиться к обычной врачебной практи­ке, я решил сконцентрировать свое внимание на роли паци­ентов в системе здравоохранения. Я хотел понять, что люди делают или могли бы делать, чтобы лучше заботиться о своем здоровье - не только, каким образом они поддерживают в себе здоровье, но и как они управляются и свыкаются с бо­лезнями.

Профессора в моей медицинской школе были людьми блестящими и беззаветно преданными своей профессии. Но при всем моем восхищении ими я был шокирован тем, что они никак не хотели принимать в расчет влияние на болезни человека его жизненных обстоятельств и степень его способ­ности воздействовать на течение своих болезней. Способность людей заботиться о себе может быть потрясающим источни­ком силы, который мои профессора, казалось, игнорировали или отвергали.

Большинство болезней наших пациентов вызывается фак­торами, неподконтрольными никакому врачу, однако они часто могут быть в пределах досягаемости пациента. В большин­стве случаев их болезни возникают или усиливаются из-за недостатка информации, отсутствия социальной поддержки, нездорового режима питания, недостатка физических упраж­нений, других вредных для здоровья привычек или психоло­гических проблем. Однако нас, студентов-медиков, учили, что, невзирая на всю сложность жизни пациента и все факторы, участвующие в болезни, которую мы лечим, мы должны быть способны поставить пациенту диагноз, прописать лекарства или назначить хирургические процедуры (или в очень редких случаях психотерапию) - и совершить это маленькое чудо за ограниченное количество кратких клинических визитов.

Мне больно было смотреть на пациентов - часто высоко­образованных профессионалов, - с которыми врачи обраща­лись, как с беспомощными детьми и которые совершенно утратили веру в свою способность предотвращать собствен­ные проблемы со здоровьем или управлять ими. И пациенты, и врачи играли по правилам, установленным тогдашней сис­темой здравоохранения. Врачам полагалось быть экспертами-техниками, а медицинская информация была профессиональ­ной тайной, доступной только врачам. Для пациентов доби­ваться информации или ставить под сомнение указания вра­чей было делом не только бесполезным, но даже неприлич­ным. Пациенты, пытавшиеся заниматься медицинским са­мообслуживанием, рисковали получить ярлык «нахала», «труд­ного» или «не склонного к сотрудничеству». Роль, которую врачам приходилось брать на себя, была тяжелой ношей как для них самих, так и для их пациентов; врачам полагалось быть чудотворцами, чтобы укладываться в почти магический образ, воплотить который было никому не под силу.

Окончив медицинскую школу, я начал издавать «Меди­цинскую самопомощь», медицинский журнал для непрофес­сионалов, призванный помочь им самостоятельно заботиться о своем здоровье. Этот журнал и моя последующая работа основывались на той простой идее, что непрофессионалы могут и должны брать на себя большую ответственность за свое здоровье, а профессионалы должны помогать им в этом.

Оглядываясь назад, я вижу, что оказался в нужное время в нужном месте. Начиная с середины 1970-х гг. в нашей системе здравоохранения начались глубокие изменения. Эта система сейчас переживает необыкновенную трансформацию, частью которой является медицина «разум/тело». Врачи и пациенты совместными усилиями разрабатывают более от­крытое и готовое к сотрудничеству видение того, что означа­ет - и чего стоит - жить здоровыми.

Прежний, более механистический взгляд на медицину осно­вывался на модели, соответствовавшей индустриальному веку. Больница была фактически медицинской фабрикой. Врачи были опытными техниками, управлявшими этой фабрикой, а Пациенты, лишенные права голоса в своей медицинской судьбе, были подначалены врачам.

Новый подход к здравоохранению - часто именуемый «здравоохранением, ориентированным на пациентов», - бо­лее согласуется с темами и метафорами информационного века. Он начинается с совместного - врачей и пациентов - вла­дения информацией и совместной ответственности за выбор методов лечения. Такое здравоохранение ратует за разнообра­зие, индивидуальность и ответственность, как в здоровье, так и в болезни. Оно рассматривает здоровье как сложную сеть взаимодействующих ментальных, эмоциональных и физиче­ских процессов, тесно связанных с физическим окружением, а также с далеко идущими социальными и информационны­ми сетями.

Ориентированный на пациентов подход признает, что профессионалы обеспечивают лишь малую долю наших по­требностей, связанных с охраной здоровья. Он поощряет не­профессионалов не быть пассивными потребителями меди­цинских услуг профессионалов, а становиться скорее главны­ми поставщиками этих услуг для самих себя, своей семьи, своих друзей.

Развитие этого нового подхода тесно переплеталось с раз­витием медицины «разум/тело» по трем причинам. Все ме­тоды медицины «разум/тело», от медитации до использова­ния групп поддержки, безусловно, требуют активного учас­тия пациента. Имеет значение и тот факт, что ориентирован­ный на пациентов подход фокусировал внимание на психо­логических вопросах, возникающих при общении между вра­чом и пациентом. И, наконец, исследования в области меди­цины разум/тело ныне указывают на то, что самый акт при­нятия на себя большего контроля над своим медицинским лечением может оказывать воздействие на физическое здоровье.